Есть такой анекдот:
Идёт мужик по лесу. Навстречу ему старушка. Мужик говорит:
— Бабушка, что же ты делаешь в такой глуши?
Бабка отвечает:
— Я, сынок, Баба Яга. Хожу, вот, по лесу, собираю мухоморы. Потом их с говном смешиваю, и на спирту настаиваю. Получается целебная настойка, я её людям продаю, тем и живу. Хочешь, и тебе секрет целебной настойки расскажу?
— Нет, спасибо, бабушка, — говорит мужик, — как деньги на говне с мухоморами делать, я и сам знаю.
— Ну, тогда прощай, сынок… Всего доброго!
— И тебе, бабуля, до свидания!
Баба Яга развернулась и пошла в свою сторону, а Пелевин в свою…
В общем, посмотрел тут кот фильм Ампир V. Который по Пелевину как раз. Потому что, хоть я над самим Пелевиным радостно посмеиваюсь, но порой его читаю, и вполне себе почитаю. И из того, что я у него читал первым прямо много стало тем, из чего я нынче состою.
Но с экранизациями Виктору Олеговичу не везёт. Первая вышла вполне удачная, в основном, в том смысле, что в ней прорисован очень носталгиогенный портрет ушедшей эпохи. Правда, то ли авторы не вполне понимали для кого они снимают, то ли не очень понимали, что это за люди по ту сторону экрана собрались, то ли я не вхожу в целевую аудиторию. Но на мой вкус, другой фильм — "Москва 2017", больше похож на "Дженерйшен Пи", чем сам ДжиПи. То же самое описание жизни мечущегося офисного планктона с чуть чуть постмодернойой мистикой. Но при этом ещё и с хорошей такой дозой иронии и постукиванием по четвёртой стене.
Есть ещё фильм, который так и называется "Пелевин". Про самого писателя. Надо думать, дядька, которого уже даже называют великим мистификатором, из своей жизни тоже сделал интересную историю. Но вот её я как-то посмотреть так и не собрался. Пока её в кинотеатрах крутили, всё хотел, но она вечно шла то в дурацкое время, то в дурацком месте. А потом крутить и вовсе перестали. В общем, как оно там, не знаю.
Но вот теперь появилось ещё и Ампир В. Вернее, вышло-то оно уже давно. Но было наказано за то, что исполнитель роли главного злодея фильма недопонял всю мощь добра, которым Россия покрывает планету. Но теперь мы, видимо, достаточно всех победили, чтобы ради наказания одного хулилы не мешать честным людям бабла состричь. Ну а так как после массовой отмены россиян, присваивать всякое цифровое из интернета вдруг стало не нельзя, то и простой обычный человек тоже может посмотреть фильм про тайных вампиров.
Ну и что сказать. Поначалу я прямо разочаровался. Вот что у Пелевина прямо классно, это его неожиданное словоупотребление и небанальные словосочетания. Они уже сами по себе заставляют задуматься о чём-то там необычном для обычной жизни. Так вот, в кино почти все вот такие штуки просто взяли да и заменили на компьютерную графику. В результате графики в фильме, наверное, на половину хронометража наберётся.
А потом я подумал и успокоился. Подумал о том, что это же и есть то, о чём Пелевин пишет в каждой своей книжке. Мол, слова, они не просто звуки, а эдакие галлюциногены, вызывающие в нас эффект иллюзии ощущения смысла. И вот эти его метафоры, словосочетания и слова, удачно ввёрнутые не там где нужно, они сами по себе никакого смысла не несут. А это уже потом читатель на них что-то там своё накручивает. Если есть что накручивать. Но фразы эти достаточно хороши изначально, чтобы в результате и с читательской накруткой выходило красиво.
Так вот, компьютерная графика для этого подходит ничуть не хуже слов. А местами, наверное, ещё и лучше. Потому что в словах нет почти ничего, что мы не замечаем. А вот в образах, да ещё если они имитируют мандалу, которая на самом деле основа реальности и почти никогда не видна, то там между пикселей можно прятать гораздо больше чем между строк.
Но я всё равно рад, что посмотрел.